Полное высшее образование это – Бакалавр это полное высшее образование или нет для 2019 году

Содержание

Бакалавр это полное высшее образование или нет для 2019 году

Ступени образования в современной системе

В сегодняшней России актуальную систему высшей школы закрепил закон об образовании. Статус нормативного документа – Федеральный закон № 273 (от 21.12.2012 г.).

Согласно положениям системы высшая школа имеет несколько ступеней:

  1. Первый уровень – бакалавриат. Предполагает обучение длительностью около 4 лет. Является законченным итогом обучения и позволяет работать по профессии с учетом требований к специалисту с высшим образованием или продолжить обучение в магистратуре. Бакалавр в большей мере получает фундаментальные знания по выбранному направлению.
  2. Второй уровень:
    • специалитет. Предполагается дополнительное получение знаний на практике по профилю. В документе после окончании ВУЗа указывается квалификация специалиста, а по итогам обучения, как правило, защищается дипломная работа;
    • магистратура. Позволяет углубить знания по профильной тематике за счет научной деятельности. Время обучения – не менее 2 лет.
  3. Третий уровень – аспирантура. Она является формой подготовки научно-педагогических кадров. Даже без защиты диссертации присваивается квалификация «Исследователь». В разных сферах аспирантура носит различные названия – ординатура, адъюнктура. В случае успешной защиты диссертации кандидату присваивается первая ученая степень – кандидат наук.

Бакалавр это полное высшее образование или нет

Такой уровень подготовки не является промежуточным между средним профессиональным дипломом и высшей ступенью.

Начальный базис высшей школы – бакалавриат является первой ступенью, и дает фундаментальные знания в своей профессиональной области.

Преимущества 

У бакалавриата есть определенные достоинства:

  1. Сокращение срока обучения. Это позволяет не только снизить затраты на подготовку специалиста, но и оставляет возможность получения знаний в необходимом объеме.
  2. Выбор студентом схемы подготовки. Учебные дисциплины будущий специалист подбирает под запросы выбранной специальности. Также разрешается выбрать сроки подготовки и время сдачи экзамена по индивидуальному графику.
  3. Признание диплома. Договоренности между странами позволяют обеспечить трудоустройство в любой иностранной компании, а выдаваемый диплом – считается документом международного образца.
  4. Возможность дальнейшего совершенствования. Обучение в магистратуре требует всего два года, что дает возможность быстрого получения ученой степени. Одновременно магистр развивает свою область знаний, повышает компетенции.

Образец записи в трудовой книжке

Актуальность заполнения первой страницы в трудовой книжке связана с наличием следующих граф:

  • образование;
  • профессия, специальность.

Источником для заполнения соответствующих граф служат следующие официальные документы:

  • аттестат об общем среднем образовании;
  • диплом об обучении (профессиональном, высшем, послевузовском).

С учетом того, что ФГОС предъявляет строгие требования к учебным программам, а диплом об образовании бакалавра выглядит идентично прежнему документу, то сведения вносятся с учетом представленной информации.

Сотруднику отдела кадров следует записать в трудовой книжке, в графе образование – «высшее образование – бакалавриат» (через тире) или «высшее образование – специалитет». Не следует как-то произвольно конкретизировать запись, дополняя словами – «начальное», «профессиональное» и другими.

При заполнении графы с информацией по специальности, профессии следует руководствоваться следующими соображениями:

  1. При наличии диплома его владельцу не следует доказывать профессиональную годность. Только в случае отсутствия подтверждающего документа в графе указывается наименование занимаемого рабочего места согласно со штатным расписанием.
  2. При заполнении графы следует различать понятия «специальность» и квалификация. К примеру, вместо специальности «юристконсульт» записывается квалификация «юрист».

Вопрос-ответ

Приведем примеры наиболее типичных вопросов о высшем образовании:

  1. Какое образование после бакалавра. Диплом выдается молодому специалисту после окончания ВУЗа. Такая степень свидетельствует о прохождении первой ступени по образовательной лестнице. В дальнейшей профессиональной деятельности обладатель диплома имеет несколько путей своего развития:
    • обучение в магистратуре;
    • получение второго диплома по сокращенной форме;
    • повышение квалификации.

    При отсутствии желания в развитии не сложно оставить все как есть, такой диплом является достаточной формой для занятия должности.

  2. Можно ли бесплатно получить после бакалавра высшее образование. Законодательно в России за бюджетные средства предоставляется получить только на один срок обучения. В связи с этим следует рассмотреть несколько ситуаций:
    • обучение в магистратуре. Степень магистра относится ко второй ступени обучения в высшей школе. Федеральный закон (№ 11 от 03.02.2014 г.) применяет норму, когда последующее получение знаний в магистратуре по своему профилю предоставляется без оплаты;
    • поступление в непрофильную магистратуру. Такой выбор означает необходимость изучения ряда дополнительных дисциплин, что приравнивает процесс к обучению в высшем учебном заведении второй раз. Это значит, что такие услуги придется оплачивать. Аналогичной является ситуация, когда поступление в магистратуру происходит после получения документа с отметкой «Специалитет»;
    • получение второго диплома со степенью бакалавр. Такой выбор однозначно приравнивается в получении дополнительного образования, что повлечет необходимость оплаты услуг в полном размере. Возможное обучение в аспирантуре также входит в систему высшей школы, и в случае прохождения обучения по узкому профилю в первый раз – оплата не потребуется.
  3. Высшее юридическое образование это бакалавр или магистр:
    • юридическое образование на базовом уровне следует считать высшим. То есть, для трудоустройства в качестве юриста на предприятие такого диплома будет достаточно;
    • совершенствование в магистратуре по профилю позволяет поднять квалификацию юриста. Обучение предполагает получение дополнительных знаний в узкой части. Например, выделяются группы по гражданскому праву, банкротству, арбитражным судам. Это помогает стать высококлассным специалистом в своем направлении и дает возможность претендовать на более престижные вакансии.

    На сегодняшний день юридическая практика демонстрирует направления, что некоторые сферы юриспруденции недоступны для бакалавров:

    • судебный орган;
    • нотариальная контора;
    • адвокатская контора.
  4. Кем может быть бакалавр психолого-педагогического образования.
    Квалификация по актуальному профилю позволяет сопровождать учебный процесс не только на дошкольном уровне. Специалисты востребованы и в других учреждениях:
    • школы;
    • средние специальные;
    • организации дополнительных программ.

Наиболее востребованные места в психолого-социальных, медико-психологических центрах регионов. Следует максимально использовать возможности, которые ВУЗ предлагает еще на стадии обучения.

Видео: UTV. Бакалавры. Профессионалы или недоучки.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

lgotyboss.ru

Суть высшего образования: какие возможности дает?

Все еще думаете, стоит ли поступать в вуз? Сомневаетесь, пригодится ли высшее образование в повседневной жизни? Давайте разбираться вместе.

Каждый выпускник школы стоит перед выбором – получать высшее образование или нет

Что из себя представляет высшее образование в России?

Высшее образование, в отличие от среднего профессионального (СПО), готовит кадры высокой квалификации. Программа построена так, что студенты получают фундаментальные знания, чтобы понимать свою профессиональную область изнутри, в опоре на научные исследования и мировой опыт.

В настоящее время в России действуют 2 системы высшего образования:

  • Классическая – специалитет. Это система непрерывного образования. Срок обучения – 5–6 лет, по окончании получите диплом специалиста по выбранному профилю.
  • Двухуровневая – бакалавриат и магистратура. Бакалавриат – 1-й уровень, который дает базовые знания по выбранному направлению. Срок обучения – 4 года. Магистратура – 2-й уровень, который предполагает глубокое погружение в специальность. Срок обучения – 2 года. В первом случае присваивается степень бакалавра, во втором – магистра.

Большинство вузов использует двухуровневую систему, специалитета с каждым годом становится все меньше и меньше.

Читайте также нашу статью «Диплом бакалавра и специалиста: в чем разница?» 

Получайте в вузе знания, а не «корочку»

Что дает высшее образование

Окончив вуз, вы получите:

  • Профессию. Прежде всего вы получите знания по специальности, что позволит работать в определенной сфере. Если вы выберете востребованную профессию на рынке труда, то никогда не останетесь без работы.
  • Преимущество при трудоустройстве. Большинство работодателей отдает предпочтение специалистам с высшим образованием. Ведь наличие диплома подтверждает, что вы обладаете как минимум базовыми знаниями и начальными навыками в профессии, имеете высокий интеллект и достаточный уровень культуры.
  • Перспективу карьерного роста. Особенно это касается государственных организаций. На более высокие должности можно рассчитывать только при наличии высшего образования.
  • Глубокие знания в определенной сфере. Даже если вы не будете работать по специальности, полученные знания могут пригодиться и в другой сфере. Например, окончив юридический факультет, вы сможете легко ориентироваться в законах. С экономическими специальностями, вы приобретаете финансовую грамотность, что пригодится в любой сфере жизни.
  • Возможность открыть свое дело. Да, чтобы стать предпринимателем, не обязательно иметь высшее образование. Но все же специальные знания могут открыть перед вами новые возможности. Например, если вы получили профессию стоматолога – сможете открыть свой частный кабинет. Став юристом, сможете оказывать индивидуальные консультации и т. д.

Кроме профессиональных возможностей, высшее образование позволяет получить много полезных навыков и качеств, которые пригодятся в повседневной жизни. В вузе вы научитесь:

  • Быстро находить и обрабатывать большое количество информации. Во время обучения вам придется изучить много профильных дисциплин, вы будете писать курсовые, рефераты, контрольные. Одних учебников здесь будет недостаточно. Вы научитесь быстро находить нужную информацию, что пригодится в любой сфере жизни.
  • Самостоятельно обучаться. Здесь не будут все «разжевывать», как в школе, а укажут лишь нужное направление. Способность к самообразованию нужна в любой профессии.
  • Общаться и договариваться с разными людьми. В вузе вы получите первые серьезные коммуникативные навыки. Вас ждет новое и непривычное для вас окружение. Вам придется научиться находить общий язык с преподавателями и однокурсниками, работать в команде.
  • Работать с компьютерными программами. C какими именно, все зависит от специальности, как минимум это – Word и Excel. В век компьютерных технологий этот навык особенно полезен.
  • Самостоятельности и ответственности. Вуз – это первый шаг во взрослую жизнь. Здесь никто больше не будет водить вас за ручку и решать ваши проблемы. Вы научитесь сами принимать решения, нести за них ответственность. Особенно хорошую школу выживания пройдете, если поступите в другой город. Здесь помимо учебы вас будут ждать бытовые проблемы.
  • Планировать и организовывать свое время. В вузе вас ждет жизнь по графику, близкому к рабочему. Чтобы все успевать, придется научиться правильно планировать свое время и распределять задачи по их приоритетности. Такой навык точно пригодится в повседневной жизни.

Все эти полезные навыки и возможности вы получите только в том случае, если пойдете в вуз за знаниями, а не «корочкой».

Учитесь в вузе добросовестно, тогда точно не потратите время зря

Есть ли жизнь без высшего образования?

Да, она есть и может стать вполне успешной. Но для этого все же придется приложить усилия и получить минимальные знания, пусть и не в вузе. Приведем специальности, где можно работать без высшего образования:

  • Рабочие специальности: строитель, разнорабочий, кухонный рабочий, водитель, курьер и т. д. Здесь нужны минимальные навыки и физическая выносливость. Чтобы стать профессионалом и хорошо зарабатывать, придется долго и изнурительно трудиться.
  • Сфера услуг: продавцы, кассиры, администраторы, менеджеры по продажам, специалисты кол-центров, промоутеры. В большинстве случаев, чтобы продвинуться дальше, все же понадобится высшее образование. Особенно если это работа в государственном учреждении. В некоторых частных компаниях возможен карьерный рост и без образования.
  • Творческие специальности: фотограф, дизайнер, художник, флорист, визажист и т. д. Здесь можно стать профессионалом и без высшего образования. Но для этого нужно иметь особенный талант и постоянно совершенствоваться. Ведь конкуренция очень большая, успешными становятся единицы.
  • Интеллектуальная работа и фриланс. Есть ряд специальностей, которые можно освоить самостоятельно: копирайтер, smm-менеджер, переводчик текстов и т. д. Для этого также нужны определенные способности и высокий уровень самоорганизованности.

Можно добиться успеха и без высшего образования, но получается это далеко не у всех

Как видите, в любом случае придется учиться. Диплом о высшем образовании не сможет гарантировать вам успешной жизни и высокой зарплаты. Все зависит от ваших устремлений и личных качеств. Но если вы придете в вуз за знаниями, а не корочкой, то высшее образование точно не будет для вас лишним.

 

propostuplenie.ru

📌 Высшее образование — это… 🎓 Что такое Высшее образование?

Высшее образование, высшее профессиональное образование — верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трёхуровневой системе. Включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю[1]. В отличие от общего, даже в развитых странах высшее образование не является всеобщим и тем более бесплатным.[2].

Высшее учебное заведение

Высшее образование осваивают в высших учебных заведениях — университетах, академиях, институтах и колледжах. В некоторых странах существуют собственные традиционные названия или вариации указанных названий.

Структура и форма обучения

Система высшего образования в разных странах базируется на одно-, двух-, трёх и четырёхуровневой структуре. При четырёх уровнях выпускники с высшим образованием делятся на бакалавров или специалистов, магистров и докторов философии. При трёхуровневой системе образования, принятой, в частности, в России, деление происходит на бакалавров, магистров и лиц с учёной степенью.

Высшее образование можно получить по очной, заочной, очно-заочной, вечерней или свободной формах обучения, а также в форме экстерната. Причем, в некоторых странах, в зависимости от формы и целей обучения, количества изучаемых дисциплин, уровня подготовки и т. д., происходит деление студентов на «регулярных», «условных», «специальных», «случайных», «вольных» и т. п.

В зависимости от формы обучения, страны, системы и профиля срок обучения для получения высшего образования колеблется от 4 до 9 лет.

История

Выделение высшей ступени образования произошло в странах Древнего Востока более тысячи лет до н. э. Тогда, на этой ступени, молодёжь изучала философию, поэзию, а также известные на тот момент законы природы, получала сведения о минералах, небесных светилах, растениях и животных.

В Александрии в V—III вв. до н. э.,в эпоху эллинизма, стали создаваться школы повышенного типа, в которых философия, филология, медицина и математика стали изучаться раздельно в связи с дифференциацией науки.

В Древней Греции, уделявшей большое внимание образованию молодёжи, была предусмотрена высшая ступень образования. В IV—III вв. до н. э. одним из идеологов выделения высшей ступени образования был Платон. Он хотел привлечь к этому образованию незначительную часть одарённой аристократической молодёжи (юношей), которая проявила способность к отвлечённому мышлению и способной изучать предметы не в прикладном значении, а в философско-теоретическом плане. Например, астрономию по этой системе необходимо было изучать не для прикладных целей — мореплавания, а для размышления о бесконечности Вселенной. Причём предполагалось, что закончившие эту ступень образования в возрасте 30 лет и проявившие исключительное дарование, могли продолжить образование до 35 лет с целью стать правителями государства. Сходной точки зрения придерживался в III в. до н. э. и Аристотель, который считал, что необходима и третья, высшая ступень, образования для развития у человека его природных способностей в триединстве физического, нравственного и умственного направлений.

В IV веке на территории Грузии была открыта Высшая риторическая школа.

Мечеть на территории Аль-Азхара

В 988 году в Каире при мечети Аль-Азхар Фатимидами основывается Университет Аль-Азхар старейшая, на сегодняшний день, мусульманская духовная академия-университет. Название дано в честь дочери пророка Фатимы Зухры. В 1961 году университет был реорганизован Насером, добавившим ряд светских факультетов (медицины, сельского хозяйства и пр.). В Аль-Азхаре преподавал Мухаммад Абдо — египетский реформатор ислама и общественный деятель — после своего возвращения в Египет в 1889 году.

Дальнейшая дифференциация науки только способствовала большему выделению третьей, высшей ступени, образования. Однако, определение высшего образования в современном понимании, сложилось лишь в средние века.

Здание Магдален-колледжа

С X века в Салерно, Павии, Болонье, Париже существовали университеты — места паломничества для пытливых умов. Там изучали право, латынь, философию, медицину, математику. В Англии дела обстояли несколько хуже: даже среди духовенства было немало неграмотных. И в 1117 году создали университет с целью дать священнослужителям более полное образование. Выбор пал на Оксфорд, один из крупнейших городов королевства. Но только при Генрихе II Оксфорд стал настоящим университетским городком. Если со временем через Оксфорд почти в обязательном порядке проходили члены высшего общества, то в средние века до этого было ещё далеко. Там обучались только священнослужители, они снимали комнаты у местных жителей и зачастую были бедны.

Старейший в англоязычном мире и первый в Великобритании универсситет Оксфордский университет основан около 1117 года английским духовенством, которое решило дать своим священнослужителям образование (в отличие от континентальных, английские священники часто были неграмотны). При Генрихе II Оксфорд стал настоящим университетским городом; со временем обучение в этом университете стало обязательным для знати. Название «Оксфорд» происходит предположительно от двух слов — «бычий» и «брод».

В XI веке открылась первая высшая светская медицинская школа в Салерно (Италия).

В XI—XII вв. появились светские высшие школы в Европе, в которых обучение и научная работа были взаимосвязаны в едином учебном процессе. В основе обучения в этих школах были положены как теоретические исследования, так и наблюдения и опыт. В это время открываются Академии в Грузии (в Гелати, Икалто и др.). Гелатская академия (расположенная близ Кутаиси) была центром светского образования в регионе — в ней изучались арифметика, геометрия, астрономия, философия, грамматика, риторика, музыка, история Грузии и соседних государств, медицина, юриспруденция, естествознание, греческий и арабский языки.

В XII—XIII вв. во многих странах Европы (Италия, Испания, Франция, Англия) стали возникать первые университеты. В них, в основном, было лишь три факультета — богословский, медицинский и юридический. Обучение в первых университетах велось на протяжении 5—6 лет.

Зал Анненберга в Гарвардском университете

В 1209 году группой профессоров и студентов, бежавших из г. Оксфорда после стычки между горожанами и студентами был основан Кембриджский университет.

В 1348 году открывается первый славянский университет в Праге.

Средневековое высшее образование, в первую очередь преследовало цель обоснования богословских догм. Лишь в XIV—XVI вв. происходит постепенное освобождение науки и образования от схоластики. Этому способствовали крупные научные открытия и успехи в области медицины в эпоху Возрождения в Италии. Среди видных представителей науки того времени — Леонардо да Винчи, Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон, Г. Лейбниц. Резкой критике схоластическая школа подверглась со стороны английского философа — Ф. Бекона. Писатели-гуманисты и педагоги того времени — Витторино да Фельтре, Эразм Роттердамский, Л. Вивес, Ф. Рабле, М. Монтень — выступали против монополизации католической церковью области образования. Они предложили новые методы обучения, основанные на развитии самостоятельного критического мышления.

Исключительно важное значение для развития высшего и образования в целом имело изобретение книгопечатания в XV в.

В 1632 году в Киеве путем объединения Киевской братской школы и Лаврской школы была создана Киево-Могилянская академия, в которой изучали славянский, латинский и греческий языки, богословие и «семь свободных искусств» — грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

В это время поддержка преемственной ступенчатой системы образования с высшей ступенью — академией, нашла в трудах чешского педагога-гуманиста, общественного деятеля, фактически основоположника педагогической науки Яна Амоса Коменского.

В 1687 году в Москве была организована первая высшая школа- Славяно-греко-латинская академия, которую окончили Л. Ф. Магницкий, В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов, ставший основоположником Академии наук в 1724 году.[3]

В XVII веке начинают создаваться научные лаборатории, в которых провозглашается принцип свободного научного исследования и преподавания. В эти годы во Франции, Англии, Германии создаются первые государственные научные академии, начинают систематически издаваться научные журналы.

Развитие науки, техники, мореплавания на рубеже XVII—XVIII веков приводит к повышенному спросу на специалистов с высшим образованием (т. н. в России «служилых людей»).

В 1724 году в Петербурге была создана Академия наук, при которой открывается Академический университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет) и гимназия. В становлении российского высшего образования сыграл роль Михаил Ломоносов, которому в 1758 году было поручено «смотрение» за Академией наук. Он разработал оригинальный учебный план, в котором на первом году обучения «для того, чтобы иметь понятие о всех науках, чтобы всяк мог видеть, в какой кто науке больше способен и охоту имеет» предусматривалось обязательное посещение всех лекций, на втором — посещение только специальных циклов, а на третьем — прикрепление студентов к отдельным профессорам для «упражнения в одной науке».

Главное здание МГУ

Стараниями Михаила Ломоносова в 1755 году был учреждён Московский университет. Среди первых профессоров которого были Н. Н. Поповский, А. А. Барсов и другие ученики Ломоносова.

Главное здание Горного Института — Первого технического ВУЗа России в стиле классицизма (1811), арх. А. Н. Воронихин

В результате изобретения паровой машины произошёл переход от мануфактурного производства к фабричному. За этим последовал промышленный переворот. Это способствовало появлению во второй половине XVIII века в Англии, а затем и в других странах первых технических учебных заведений, начавших давать систематическое инженерное образование. В Россию первым подобным учебным заведением стала основанная Петром I Школа математических и навигацких наук, а затем Инженерная школа в Санкт-Петербурге, которой руководил прадед А.С.Пушкина, Абрам Петрович Ганнибал, но старейшей до сих пор существующей горно-технической школой России стало основанное в 1773 году Горное училище (ныне Санкт-Петербургский государственный горный университет). В нём и других кадетских корпусах первоначально изучались арифметика, алгебра, геометрия, маркшейдерское искусство, минералогия, металлургия, рисование, химия, механика, физика, французский, немецкий, латинский языки. Постоянно расширяющийся список до начала XIX века пополнился многими дисциплинами, в их числе: палеонтология, горное искусство, пробирное искусство, горная статистика, горное право, черчение с моделей, всеобщая и русская история, география, логика, зоология, ботаника, чистая математика, архитектура и др. Постепенно накопившиеся изменения технических школ вместе с возросшими потребностями инженерного развития привели к началу процесса создания системы высшего инженерного образования в XIX веке.

Михайловский — Инженерный замок. Где с 1823 года располагалось одно из первых высших инженерных учебных заведений России — Николаевское инженерное училище, сейчас вблизи него на месте основания расположен Военный инженерно-технический университет

Первые высшие Инженерные учебные заведения начали создаваться только после коренного инновационного перелома 1810 года, произошедшего в Главном инженерном училище Российской империи, когда офицеров стали продолжать доучивать дополнительные два года. Первым высшим инженерным учебным заведением России, после добавления старших офицерских классов, в отличие от всех других кадетских корпусов, стало в 1810 году Главное инженерное училище, а ныне Военный инженерно-технический университет, что сделало программу обучения инженеров пятигодичной и породило существующую до сих пор систему двухступенчатого разделения инженерного образования между старшими и младшими курсами.[4] Как писал знаменитый ученый механик Степан Тимошенко в своей книге «Инженерное образование в России», именно эта система Главного инженерного училища позволила обеспечить качественную теоретическую подготовку во время обучения на младших курсах, чтобы позднее приступать к более глубокому изучению инженерных дисциплин на старших курсах. В дальнейшем в течение всего девятнадцетого века продолжился переход наиболее передовых инженерно-технических учебных заведений Российской империи к системе высшего инженерного образования, сопровождавшийся дальнейшим её качественным развитием, прежде всего по причине того, что практически каждое учебное заведение создавало не существовавшую до этого программу своего собственного нового направления или специализации высшего инженерного образования, позитивно заимствуя передовой опыт других, по братски сотрудничая, обмениваясь инновациями и взаимо обогащая друг друга. Выдающимся организатором и символом этого процесса был Дмитрий Иванович Менделеев.

Главный корпус Казанского университета

17 ноября 1804 года в Казани учреждается Казанский университет. Уже в первые десятилетия своего существования он стал крупным центром образования и науки. В нём сформировался ряд научных направлений и школ (математическая, химическая, медицинская, лингвистическая, геологическая, геоботаническая и др.). Предмет особой гордости университета — выдающиеся научные открытия и достижения: создание неевклидовой геометрии (Н. И. Лобачевский), открытие химического элемента рутения (К. К. Клаус), создание теории строения органических соединений (А. М. Бутлеров), открытие электронного парамагнитного резонанса (Е. К. Завойский), открытие акустического парамагнитного резонанса (С. А. Альтшулер) и многие другие.

В 1830 году в Москве по указу Николая I на базе основанного 1 сентября 1763 года Императорского Воспитательного Дома создается Ремесленное Учебное Заведение (далее Императорское Высшее Техническое Училище, ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана). Его учёные и преподаватели — А. В. Летников, Н. А. Шапошников, П. К. Худяков, А. П. Сидоров, А. П. Гавриленко, В. И. Гриневецкий и другие фактически создали русскую систему системного высшего технического образования, которая основывалась на тесной связи теоретического обучения и практических занятий на базе производственных мастерских и лабораторий. Эта система была названа за рубежом «русскими методами обучения» и отмечена высшими премиями и наградами на международных выставках (в Филадельфии — 1876 году и в Париже — 1900 году).

В 1861 году Содружество Массачусетса одобрило хартию Вильяма Бэртона Роджерса об учреждении «Массачусетского технологического института и Бостонского общества естествознания» (ныне Массачусетский технологический институт). Вильям Бэртон Роджерс хотел создать новую форму высшего образования, отвечающего вызовам стремительно развивающейся науки в середине XIX века, на которые классическое образование было патологически не способно дать адекватный ответ. После принятия хартии Роджерс стал искать средства, развивать учебную программу и подбирать подходящее место для института. План Роджерса, как он сейчас известен, базировался на трёх принципах: образовательная ценность полезных знаний, необходимость обучения через действия и объединение профессиональных и гуманитарных наук. МИТ стал пионером в использовании инструкций для лабораторных работ. Его философия — «обучение не в манипуляциях и мгновенных деталях науки, которые можно применить лишь на практике, а в знании и понимании всех основных научных принципов с их объяснениями». Из-за начавшейся несколько месяцев спустя гражданской войны первые занятия в МИТе прошли только в 1865 году в арендованном помещении торгового дома в пригороде Бостона.

В 1870—1880 гг. во многих странах Западной Европы и Америки была сделана попытка открыть доступ к высшему образованию женщинам. В России это осуществлялось путём открытия в Москве, Казани, Петербурге и Киеве высших женских курсов. Однако только после Октябрьской революции в России женщины получили равное с мужчинами право на образование, включая высшее.

В 1914—1915 учебном году в России в 105 вузах обучалось 127,4 тыс. человек[1].

В 1950 году, ст. 2 Первого протокола к Европейской конвенции по правам человека обязала все подписавшие стороны гарантировать право на образование.

В 1966 году, Организация Объединённых Наций в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, гарантировала право на высшее образование, которая гласит: «высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путём всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования».

В 1970—1971 учебном году в Советском Союзе в 805 вузах обучалось 4,6 млн студентов. Из них по инженерно-техническим и экономическим специальностям — 43,6 %, гуманитарным и естественнонаучным — 35,6 %, сельскохозяйственным — 7,7 %, медицинским — 7,1 %. В их обучении было задействовано 327,2 тыс. научно-педагогических работников, в том числе 10,4 тыс. докторов и 95,3 тыс. кандидатов наук[1].

Большой толчок к развитию, сближению и гармонизации высшего образования в Европе был дан т. н. Болонским процессом. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в городе Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования»[5], или «Болонскую декларацию». В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007) и Лувене (2009). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В реализации основных направлений Болонского процесса участвуют вузы России, Украины, Казахстана и всех стран СНГ и Европы.

По данным на 2000 год в России 562 (45,9 %) государственных высших учебных заведений, в том числе подчиненные Министерству образования РФ — 338 (26,0 %), и 662 (54,1 %) негосударственных (из них имеют государственную аккредитацию — 203 (15,5 %)). В них обучалось 4 739 500 человек, в том числе на дневном отделении — 2 624 300 человек.[6]

в 2005 году на каждые 10 тысяч жителей России приходилось 495 студентов, в США — 445, в Германии — 240, Великобритании — 276, Японии — 233.[7]

Высшее образование по странам

Россия

Австрия

Основная статья: Высшее образование в Австрии

Высшее образование в Австрии трёхуровневое и длится от 3 до 9 лет.

Закон об университетском образовании 1966 года и Закон об университетах 1975 года заложили основу высшего образования. Федеральное министерство науки и исследований финансирует и контролирует университетское образования. 23 общественных и 11 частных университетов обладают высокой степенью свободы и предлагают широкий выбор образовательных программ. Обучение в университетах Австрии бесплатно. Но имеются и платные учебные заведения.

Крупнейшие университеты — Венский (старейший университет Австрии, основан в 1367 году), Грацский, Инсбрукский, Зальцбургский университеты.

Беларусь

Основная статья: Высшее образование в Беларуси

В Республике Беларусь два ведущих вуза в национальной системе образования: Белорусский государственный университет[8], основанный 30 октября 1921 года, и Академия управления при Президенте Республики Беларусь[9], образованная 29 января 1991 года. Статус ведущего вуза в республике закреплён законодательно и имеет две разновидности: ведущий вуз в национальной системе образования и ведущий вуз в отрасли[10]. Статус ведущего вуза в отрасли имеет несколько вузов (в частности, Белорусский национальный технический университет, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Белорусский государственный медицинский университет и другие).

В Беларуси студенты вузов могут получить академические степени: бакалавр и магистр, хотя республика, в отличие от большинства остальных стран Европы, не подписала Болонскую декларацию.

Выпускники вузов могут продолжить обучение и получить послевузовское образование, поступив в аспирантуру и затем в докторантуру. Кроме того, возможно прохождение курсов переквалификации и получение второго высшего образования. Обучение бесплатно.

Болгария

Высшее образование базируется на Акте о высшем образовании от 1995 года и состоит из четырёх уровней. Сеть высших школ в Болгарии включает в себя университеты, специализированные высшие школы и колледжи.

Великобритания

После прохождения двухгодичного курса A-levels студенты могут получить либо профессиональное, либо высшее образование.

Профессиональное образование (Further education — FE) включает в себя курсы профессиональной подготовки и некоторые курсы для получения высшего образования (степени бакалавра). Термин «профессиональное образование» используется, чтобы обозначить курсы для тех, кто ушёл из школы в возрасте 16 лет. В Великобритании насчитывается более 600 государственных и частных колледжей дальнейшего образования. Эти учебные заведения предлагают различные программы обучения, включая курсы английского языка, программы подготовки к получению общего свидетельства о среднем образовании и A-levels, профессиональные курсы.

Высшее образование (Higher education — HE) включает в себя программы по получению степени бакалавриата, последипломные программы (магистратура, докторская степень) и MBA. Термин «высшее образование» обозначает обучение в университетах, колледжах и институтах, которые предлагают получение ученой или докторской степени.

Германия

Германская система высшего образования отличается многообразием типов вузов. Всего в Германии 409 вузов, из них 104 университета и 203 вуза прикладных наук. Получение первого высшего образования почти во всех вузах до недавнего времени было бесплатно как для немцев, так и для иностранцев. Плата за учёбу и её размер устанавливается федеральной землёй, например, в Баварии платным является даже первое высшее образование, а в Берлине высшее образование бесплатно. В других землях может взиматься плата со студентов, превысивших предписанный срок учёбы на несколько семестров («несколько» опять же в каждой земле по разному) или делающих второе высшее. Общее количество студентов в Германии составляет почти 2 млн, из которых 48 % женщины, 250 000 иностранные студенты. Профессорско-преподавательского состава около 110 тыс. человек. Примерно 69 000 немцев учится за границей. До 2010 года в ходе болонского процесса немецкие вузы должны были перестроить свои учебные программы по новому образцу.

Значительное число вузов — государственные и субсидируются правительством. Частных вузов сравнительно немного — 69.

Египет

В Египте имеются как частные, так и государственные высшие учебные заведения. Государственное высшее образование в Египте бесплатное, студенты платят только регистрационный взнос. Частное образование обходится дороже.

Основные университеты Египта: Каирский университет (100 000 студентов), Александрийский университет, Университет Айн-Шамс, Университет Аль-Азхар (старейший ВУЗ Египта с 1000-летней историей).

Ведущие частные университеты Египта: Американский университет в Каире, Немецкий университет в Каире, Французский университет Египта.

Ирландия

Высшее образование в Ирландии называют «образованием третьего уровня» (Third Level education). По окончании ВУЗа выпускнику присваивается степень бакалавра (Bachelor Degree). Получение высшего образования возможно в государственных университетах, различных колледжах.

Италия

Система высшего образования Италии представлена университетами, техническими университетами, университетскими колледжами и академиями. Система образования трёхступенчатая.

Кипр

Молодые люди посещают университеты, другие государственные высшие учебные заведения и колледжи, предлагающие различные программы обучения.

Мальта

Высшее образование на Мальте предоставляется только Мальтийским Университетом, имеющим огромное количество отделений, филиалов и представительств.

Монако

В Монако есть только одно высшее учебное заведение — Международный институт Монако.

Республика Корея

В высшие школы (고등학교, 高等學校) Республики Корея поступают в возрасте 17 лет и выпускаются после третьего класса в 19 лет. Школы могут быть разделены на специализированные отделения, соответствующие интересам того или иного студента и совпадающие с его карьерным путём. К примеру, существуют «научные» высшие школы (Science high school), школы изучения иностранных языков и искусствоведческие школы. Все они требуют для поступления сдачи достаточно сложных экзаменов. Высшие школы могут быть также поделены на общественные (публичные) и частные. Такие школы не дают какую-то специальность, но просто готовят своих учеников для поступления в колледж. Для студентов, которые по каким-либо причинам не хотят получать образование в колледже, существуют профессиональные училища, которые специализируются в области технологии, агрикультуры или финансов, куда студенты могут поступить сразу после выпуска из школ. Расписание высших школ зачастую составлено так, что после интенсивной сессии «самообучения» в такой школе студенты возвращаются домой после полуночи. Учебная программа, которая включает около одиннадцати предметов, зачастую признаётся весьма тяжёлой, поэтому некоторые студенты предпочитают поступать в частные академии, называемые «хагвонами» (학원, 學院), чтобы приумножить свои академические знания. В перечень основных предметов входят корейский и английский языки, математика, различные общественные и естественные науки. Конкретные предметы и уровень их преподавания могут варьироваться от школы к школе, в зависимости от специализации таких учебных заведений.

В отличие от средней школы получение образования в высшей школе не является обязательным. Тем не менее, по оценкам OECD в 2005 году 97 % молодых корейцев окончили высшую школу. Очевидно, это самый высокий процент среди всех стран.[11]

США

Несмотря на многие проблемы в области среднего образования, высшее образование в США считается одним из лучших в мире. В США более трёх тысяч высших учебных заведений разных видов. В 2001 в них учились 515 000 иностранных студентов из 17,5 миллионов в целом, из которых 60 % — из Азии. Однако в последнее время образование в вузах, как частных, так и государственных, становится всё дороже. Плата за год обучения — от 5 000 долларов в университете штата до 40 000 долларов в Гарварде, и хотя бедным студентам даются щедрые стипендии, их часто недостаточно для студентов среднего класса, чьи семьи теряют пропорционально больше всего из своих доходов. С 2002—2003 по 2003—2004 учебный год плата за обучение в вузах штата выросла на 14 %, а в частных — на 6 %, что всё равно больше уровня инфляции за то же время.

В американской разговорной речи все вузы обычно называются college, даже если они не колледжи, а университеты.

Вузы США можно разделить на три типа, представители которых, как правило, сильно отличаются друг от друга, главным образом по размеру и атмосфере.

Франция

Во Франции высшее образование представлено 87 университетами, из которых пять — негосударственные католические институты и три — национальные политехнические институты университетского типа. При университетах открыты специализированные институты: 113 технологических, 66 профессиональных и 30 педагогических. Высшее образование во Франции бесплатно. За исключением содержания. [12].

Япония

В Японии около 600 университетов, включая 425 частных, в которых постоянно обучается около 2,5 млн студентов. Наиболее престижные — государственные университеты в Токио, Киото и Осаке и частные в Тюо, Нихон, Васэда, Мэйдзи, Токай и Кансай. Кроме того, в Японии распространена практика «карликовых» высших учебных заведений, в которых 200—300 студентов обучаются на 1—2 факультетах. Вступительные экзамены в высшие учебные заведения в Японии платные[12].

42 % населения Японии имеют высшее образование[12].

См. также

Примечания

Литература

  • Гретченко А. И. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. — Кнорус. — ISBN 978-5-390-00364-0
  • Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в РФ. — Весь мир. — ISBN 5-7777-0110-8
  • Новиков А. М. и др. История профессионального образования в России. — Профессиональное образование. — ISBN 5-85449-105-2
  • Батышев С. Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. — М., 1979.

Ссылки

dic.academic.ru

Как в России определяются степени высшего профессионального образования

Автор znaikakadmin На чтение 4 мин. Просмотров 38.8k. Опубликовано

Лето — не только пора дачников, купания в речках, сбора и заготовок всевозможных плодов, но и пора определения будущих студентов, ведь именно летом выпускники школ находят высшие учебные заведения (ВУЗ), в которых они продолжат свою учебу и выберут интересующую их рабочую специальность.

Не так давно из всех Российских ВУЗов выходили только специалисты с дипломами  (например, после окончания технического ВУЗа выпускник назывался инженер, агроном, экономист — с приставкой той специальности, по которой он проходил обучение).

Еще в девяностых годах 20 века было принято эту схему изменить по аналогии с западной схемой образования. Европейцы и американцы производят в своих высших учебных заведениях бакалавров и магистров. Обе квалификации определены как высшее образование, но имеют два уровня градации.

После ряда обсуждений и реформ с 1 января 2011 года квалификации — или степени — высшего образования, а именно степени бакалавра и магистра являются утвержденными квалификациями для выпускников, которые закончили российские ВУЗы. Из обычного ранее «обычая» получения высшего образования пока действительна еще одна степень высшего образования – специалист, которая по уровню подготовки стоит после бакалавра и перед магистром, но в ВУЗах идет параллельно с новой схемой обучения на степени бакалавра и магистра.

Стоит разобраться поподробнее, чем являются сегодня квалификации бакалавр, специалист и магистр.

Бакалавр

Бакалавр – это степень высшего профессионального образования, которая завершается (обозначается) выдачей аттестата и записью о квалификации бакалавра. Период обучения на степень бакалавра должен составлять 4 года. В результате выпускник ВУЗа со степенью бакалавр имеет диплом, в котором указано, что он окончил общее высшее образование. Глубины познаний в специальности бакалавр не получает, но имеет общий теоретический подход и понимание работы в выбранной профессии.

Выпускники бакалавриата с одной стороны являются этакими «полуфабрикатами» от обучения по профессии, но, тем не менее, причислены к группе людей с высшим образованием: они могут начинать работать как выпускники ВУЗа. Недостаток в данном случае в том, что бакалавр не получил усиленной теории и более отработанных умений в выбранной профессии. Достоинство в том, что, приняв такого специалиста на работу, можно «затачивать» его на определенный вид деятельности дополнительными обучающими программами, наставничеством и практическим опытом труда.

Дипломированный специалист

Дипломированный специалист – это привычная в России форма высшего профессионального образования. Период обучения дипломированного специалиста составляет 5-6 лет в зависимости от выбранной профессиональной области. В результате выпускник ВУЗа со степенью дипломированный специалист держит в руках диплом, где обозначена специальность, т.е. является специалистом-практиком и может приниматься на работу в согласии с полученной специальностью. Дипломированных специалистов готовят с той целью, чтобы они могли заниматься практикой на производстве по выбранной профессии.

Возможно, что степень «дипломированный специалист» постепенно будет исключена из высшего образования в России.

Магистр

Магистр – это степень высшего профессионального образования, которая оканчивается выдачей аттестата, в котором обозначена надлежащая квалификация. Период обучения на степень магистра определяется 6-ю годами. При этом собственно само обучение на магистра занимает 2 года, а начальные 4 года будущий выпускник ВУЗа обучается на бакалавра. Будущие магистры приобретают больше знаний по научной теории. Магистр может быть квалифицирован только после того, как защитит диссертацию. В этом случае уже прослеживаются значительные элементы трудов научных работников. Защита магистерской диссертации может продолжиться новым уровнем учености, а именно обучением в аспирантуре.

Стоит учесть, что на обучение в магистратуру зачисляют по итогам прохождения конкурса. По статистике в магистратуру приходит не более 1/5 выпускников бакалавриата. Обучение на степень магистра — это право пройти практику в государственных ВУЗах России. К тому же, если есть желание заканчивать ВУЗ в статусе магистра, то об этом стоит позаботиться заранее, т.к. курсы обучения на бакалавра и специалиста практически одинаковы только в начальные 2 года обучения, затем в чтении курсов «вторгается» различие. Для поступления в магистратуру подойдет только диплом бакалавра.

Допускается смена ВУЗа при поступлении в магистратуру, т.е. получив диплом бакалавра в одном ВУЗе, можно поступить по конкурсу на магистратуру в другой ВУЗ. Хотя в таком случае стоит узнать о различии учебных планов обоих заведений.

Магистратура, в целом, присутствует в государственных ВУЗах, а негосударственные учебные учреждения подготавливают выпускников с дипломом бакалавров.

www.znaikak.ru

Практика учебная ознакомительная (Университетское образование)Тема 1 Структура высшего образования в Украине Конспект лекции

Практика учебная ознакомительная (Университетское образование)

Ключові терміни:
базовое высшее образование, бакалавр, государственная политика в отрасли высшего образования, документ о высшем образовании, магистр, младший специалист, неполное высшее образование, образовательно-квалификационный уровень, образовательный уровень, полное высшее образование, последипломное образование, специалист

1.1 Государственная политика в отрасли высшего образования

 

Одним из стратегических направлений процесса создания государства в Украине на современном этапе является peфopмирование системы высшего образования. Основные задачи относительно развития и коренного обновления определенны Законами Украины «О образовании»,  «О Высшем образовании», Указом Президента Украины «О основных направлениях реформирования высшего образования в Украине», национальной программой «Образование» (Украина XXI века), другими документами.

Государственная политика в этой отрасли направлена на достижение украинским образованием современного мирового уровня, возрождение и дальнейшее развитие национальных научно-образовательных традиций, обновление содержания, форм и методов обучения, приумножения интеллектуального потенциала общества.

Государственная политика в отрасли высшего образования основывается на принципах:

  • доступности и конкурсности получения высшего образования каждым гражданином Украины;
  • независимости получения высшего образования от влияния политических партий, общественных и религиозных организаций;
  • интеграции системы высшего образования Украины в мировую систему высшего образования при сохранении и развитии достижений и традиций украинской высшей школы;
  • преемственности процесса получения высшего образования;
  • государственной поддержки подготовки специалистов для приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований;
  • гласности при формировании структуры и объемов образовательной и профессиональной подготовки специалистов.

Реализация государственной политики в отрасли высшего образования обеспечивается путем:

  • сохранения и развития системы высшего образования и повышения ее качества;
  • повышение уровня образованности граждан Украины, расширения их возможностей для получения высшего образования;
  • создание и обеспечение равных условий получения высшего образования;
  • предоставление целевых, льготных государственных кредитов лицам для получения высшего образования в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;
  • обеспечение сбалансированной структуры и объемов подготовки специалистов с высшим образованием, осуществляемой в высших учебных заведениях государственной и коммунальной форм собственности, за средства соответствующих бюджетов, физических и юридических лиц, с учетом потребностей лица, а также интересов государства и территориальных общин;
  • предоставление лицам, обучающимся в высших учебных заведениях, льгот и социальных гарантий в порядке, установленном законодательством;
  • надлежащей поддержки подготовки специалистов из числа инвалидов на основе специальных образовательных технологий.

Граждане Украины имеют право бесплатно получать высшее образование в государственных и коммунальных высших учебных заведениях на конкурсной основе в пределах стандартов высшего образования, если определенный образовательно-квалификационный уровень гражданин приобретает впервые. Они свободны в выборе формы получения высшего образования, высшего учебного заведения, направления подготовки и специальности.

Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, имеют право на получение высшего образования, кроме права на получение высшего образования за счет средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Лицо, которое признано беженцем или лицом, нуждающиеся в  дополнительной защите, имеет равное с гражданами Украины право на получение высшего образования.

Язык обучения в высших учебных заведениях определяется статьей 20 Закона Украины «О принципах государственной языковой политики». Свободный выбор языка обучения является неотъемлемым правом граждан Украины, которое реализуется в рамках данного Закона, при условии обязательного изучения государственного языка в объеме, достаточном для интеграции в украинское общество.

Гражданам Украины гарантируется право получения образования на государственном языке и на региональных языках или языках меньшинств.

Потребность граждан в языке обучения определяется в обязательном порядке по заявлениям о языке обучения, предоставленных студентами при поступлении в государственные и коммунальные учебные заведения, а также, в случае необходимости, в любое время в течение обучения.

Государственные и коммунальные учебные заведения в установленном порядке создают отдельные группы, в которых обучение ведется на другом языке, чем в учебном заведении в целом, при наличии достаточного количества соответствующих заявлений о языке обучения от студентов согласно законодательству Украины об образовании.

С целью поддержания немногочисленных языковых групп в установленном законом порядке устанавливаются нормативы формирования малокомплектных групп и обеспечиваются условия для их функционирования.

Язык обучения в частных учебных заведениях всех образовательных уровней определяется основателями (собственниками) этих учреждений.

Государство обеспечивает подготовку педагогических кадров для учебных заведений с обучением на региональных языках или языках меньшинств, осуществляет методическое обеспечение такой подготовки.

Учебные заведения могут создавать группы с обучением на иностранных языках.

 

1.2 Образовательные и образовательно-квалификационные уровни. Ступенчатость высшего образования. Документы о высшем образовании. Последипломное образование.

 

В структуру высшего образования входят образовательные и образовательно-квалификационные уровни:

1) образовательные уровни:

  • неполное высшее образование;
  • базовое высшее образование;
  • полное высшее образование;

2) образовательно-квалификационные уровни:

  • младший специалист;
  • бакалавр;
  • специалист, магистр.

В высших учебных заведениях подготовка по направлениям и специальностям специалистов всех образовательных и образовательно-квалификационных уровней осуществляется по соответствующим образовательно-профессиональным программам ступенчато  или непрерывно в зависимости от требований к уровню овладения определенной совокупностью умений и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

 

Образовательные уровни высшего образования

Неполное высшее образование — образовательный уровень высшего образования лица, который характеризует сформированность ее интеллектуальных качеств, определяющих развитие лица как личности и являются достаточными для получения ею квалификаций по образовательно-квалификационному уровню младшего специалиста.

Базовое высшее образование — образовательный уровень высшего образования лица, который характеризует сформированность ее интеллектуальных качеств, определяющих развитие лица как личности и являются достаточными для получения ею квалификаций по образовательно-квалификационному уровню бакалавра.

Полное высшее образование — образовательный уровень высшего образования лица, который характеризует сформированность ее интеллектуальных качеств, определяющих развитие лица как личности и являются достаточными для получения ею квалификаций по образовательно-квалификационным уровням специалиста или магистра.

Высшее образование имеют лица, которые закончили обучение в высших учебных заведениях, успешно прошли государственную аттестацию в соответствии со стандартами высшего образования и получили соответствующий документ о высшем образовании государственного образца. Государственная аттестация лиц, заканчивающих высшие учебные заведения всех форм собственности, осуществляется государственной экзаменационной комиссией.

 

Образовательно-квалификационные уровни высшего образования

Младший специалистобразовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе полного общего среднего образования получило неполное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для осуществления производственных функций определенного уровня профессиональной деятельности, что предусмотренные для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

Лицам, завершившим обучение в аккредитованном высшем профессиональном училище, центре профессионально-технического образования, может присваиваться образовательно-квалификационный уровень младшего специалиста по соответствующему направлению (специальности), по которому также осуществляется подготовка рабочих высокого уровня квалификации.

Лица, которые имеют базовое общее среднее образование, могут одновременно обучаться по образовательно-профессиональной программе подготовки младшего специалиста и получать полное среднее образование.

Бакалавр — образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе полного общего среднего образования получило базовое высшее образование, фундаментальные и специальные умения и знания относительно обобщенного объекта труда (деятельности), достаточные для выполнения заданий и обязанностей (работ) определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

Подготовка специалистов образовательно-квалификационного уровня бакалавра может осуществляться на основе образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста.

Лица, которые в период обучения по образовательно-профессиональной программе подготовки бакалавра в высших учебных заведениях второго — четвертого уровней аккредитации прекратили дальнейшее обучение, имеют право по индивидуальной программе получить образовательно-квалификационный уровень младшего специалиста по одной из специальностей, соответствующих направлению подготовки бакалавра, в том же или другом аккредитованном высшем учебном заведении.

Специалист — образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получило полное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения заданий и обязанностей (работ) определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

Магистр — образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получило полное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения профессиональных заданий и обязанностей (работ) инновационного характера определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

Подготовка специалистов образовательно-квалификационного уровня магистра может осуществляться на основе образовательно-квалификационного уровня специалиста.

Лица, которые в период обучения по образовательно-профессиональной программе подготовки магистра прекратили дальнейшее обучение, имеют право по индивидуальной программе получить образовательно-квалификационный уровень специалиста по такой же или родственной специальности в том же или другом аккредитованном высшем учебном заведении.

Подготовка специалистов образовательно-квалификационных уровней специалиста и магистра медицинского и ветеринарно-медицинского направлений может осуществляться на основе полного общего среднего образования.

Документы о высшем образовании

Устанавливаются следующие виды документов, удостоверяющих получение лицом высшего образования и квалификации по определенным образовательно-квалификационным уровням:

  • диплом младшего специалиста;
  • диплом бакалавра;
  • диплом специалиста;
  • диплом магистра.

Образцы документов о высшем образовании утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Высшее учебное заведение, высшее профессиональное училище, центр профессионально-технического образования имеют право выдавать документ о высшем образовании государственного образца только из аккредитованного направления (специальности).

Для лиц, которые учились за средства государственного бюджета, документы о высшем образовании изготовляются и выдаются за счет средств Государственного бюджета Украины.

Лица, отчисленные из высшего учебного заведения до завершения обучения, получают академические справки установленного образца.

Последипломное образование

Последипломное образование — специализированное совершенствование образования и профессиональной подготовки путем углубления, расширения и обновления профессиональных знаний, умений и навыков или получения другой специальности на основе полученного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта.

Последипломное образование создает условия для непрерывности и следующей образования и включает:

  • переподготовку — получение другой специальности на основе полученного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта;
  • специализацию — получение лицом способностей выполнять отдельные задания и обязанности, которые имеют особенности, в пределах специальности;
  • расширение профиля (повышение квалификации) — приобретение лицом способностей выполнять дополнительные задания и обязанности в пределах специальности;
  • стажировка — приобретение лицом опыта выполнения заданий и обязанностей определенной специальности.

Лицо, которое прошло переподготовку и успешно прошло государственную аттестацию, получает соответствующий документ о высшем образовании.

Лицо, которое успешно прошло стажировку или специализацию или расширило профиль (повысило квалификацию), получает соответствующий документ о последипломном образовании.

Образцы документов о последипломном образовании утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере образования.

Последипломное образование осуществляется высшими учебными заведениями последипломного образования или структурными подразделениями высших учебных заведений соответствующего уровня аккредитации, в том числе на основании заключенных договоров.

 

elearning.sumdu.edu.ua

Что такое высшее неполное образование?

Во многих анкетах и опросниках в графе об образовании существует такой пункт ответа, как высшее неполное.

Что понимается под этим термином?

Еще лет десять назад высшее неполное образование подразумевало, что человек поступил в ВУЗ, но по каким-либо причинам его не закончил. То есть, на тот момент было все равно, сколько лет получалось высшее образование, и те, кто проучился полные четыре года, приравнивались к людям, которые проучились год, а то и меньше. Для тех, кто после работал в частном секторе экономики, в общем-то, такая особенность роли не играла.

А вот для сотрудников, пребывающих на государственной службе, разница в полном и неполном высшем образовании была очень существенной – ведь от того, что написано в полученном дипломе или же справке из ВУЗа, зависел их уровень заработной платы, прописанной в штатном расписании. Поэтому такой подход со временем показал свою несостоятельность, и был упразднен.

Что понятие значит в современной высшей школе?

Неполное высшее образование — это оконченное полноценное обучение, длительность которого составляет четыре года. После него выпускнику выдается самый первый диплом и присваивается степень бакалавра.

После этого студент имеет два варианта развития событий: он может со свежеполученным образованием идти работать или же продолжить обучение и получить через год-другой второй диплом, на этот раз – о полном высшем образовании, и степень специалиста или магистра, в зависимости от политики ВУЗа и выбранной спецификации.

Считается ли степень бакалавра самодостаточной?

Однозначно, да. Высшее неполное образование, тем не менее, остается, конечно же, высшим. И его качество зависит не от количества лет обучения, а от полученных знаний. Конечно, разница по сравнению с полным есть. В частности она касается объема теоретических знаний. Первые четыре курса в любом высшем учебном заведении студенты получают общие основы знаний.

Они касаются как теоретической, так и практической части. Но вот углубленные знания, которые предназначены для научной деятельности в выбранной сфере, а также для преподавания профильной дисциплины, студент получает уже только в магистратуре. Таким образом, диплом о неполном высшем образовании, конечно же, свидетельствует о квалификации человека, но не дает ему права учить других в высшей школе или же претендовать на обучение в аспирантуре или докторантуре. Так что, если для вас эти виды деятельности важны, и вы хотите заниматься ими в дальнейшем, не стоит останавливаться на степени бакалавра. Но при этом преподавать в средних и средних специальных учебных заведениях человек, получивший первую учебную степень, вполне может.

Но как же в таком случае называют теперь бывших студентов, бросивших учебу еще до первого диплома, если высшее неполное – это законченное образование?

В настоящее время в официальных документах для обозначения такого обучения есть отдельный термин. Теперь его повсеместно именуют неоконченным высшим образованием.

fb.ru

Что означает неполное высшее образование

Что означает этот термин


С 2007 года понятие «неполное высшее образование» упразднено. На данный момент такой формулировки в новом законе о высшем образовании нет. Расхожим выражением стал термин «неоконченное высшее». В нем подразумевается, что студент не прошел полный курс обучения в университете и не получил диплом о его окончании.
В случае, если студент отучился первый семестр и удовлетворительно прошел испытания хотя бы по одному из предметов на первой сессии, он получает академическую справку, в которой будут указаны освоенные дисциплины. Если студент был отчислен до первой сессии, такой справки он не получит, так как ни по одному предмету он не отчитался. Если студент является слушателем, в справке будет указан список прослушанных курсов с указанием часовой нагрузки.
Для работодателя важен документ, фиксирующий наличие у вас знаний по специальности. Если вы устраиваетесь на работу, будучи студентом, вы указываете, что имеете неоконченное высшее образование, так как фактически специалистом еще не являетесь.
При трудоустройстве большинство работодателей не видят существенной разницы в дипломах бакалавра и магистра.

Новая система высшего образования в России


Согласно Болонской конвенции, принятой в 2003 году, высшее образование в России стало двухуровневым. Все абитуриенты зачисляются в бакалавриат, обучение длится четыре года. По итогам выполнения учебного плана, студент получает диплом о высшем образовании первой ступени и имеет право выйти на работу по полученной специальности.
Выпускник может принять решение о продолжении обучения в стенах родного вуза, подав документы в магистратуру по выбранному профилю. Она дает возможность углубить свои знания, в выбранной специализации отучившись еще два года, и получить диплом о высшем образовании второй ступени.
В США только половина студентов, которые поступают в колледж, чтобы получить степень бакалавра, достигает своей цели. А в Японии экзамены во время сессий – формальность. Можно целыми днями играть в теннис и все равно получить диплом.

Бакалавриат — неполное высшее образование


Студент, получивший диплом бакалавра, считается полноценным выпускником вуза с полным высшим образованием. Этот документ дает возможность занимать должность по полученной специальности. Диплом магистра также приравнивается к полному высшему образованию с возможностью преподавания в высших учебных заведениях.

www.kakprosto.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *